Архиепископ Львовский и Галицкий Августин,
Председатель Синодальной Богословской комиссии
Украинской Православной Церкви

СПРАВКА ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ГАЛИЦКОЙ И ЛЬВОВСКОЙ АРХИЕРЕЙСКИХ КАФЕДР

Возникновение епископской кафедры в Галичине определенно относится к XII столетию. Однако относительно более точной датировки учреждения Галицкой епархии высказываются различные мнения. Некоторые авторы (см., например, Щапов Я.Н. Государство и церковь Древней Руси X-XIII вв. М.: «Наука». 1989) полагают, что епископская кафедра на территории Галичины впервые была основана в городе Перемышле в правление князя Володаря Ростиславича (1117-1128 гг.). О перенесении епархиального центра из Перемышля в Галич упоминал в своей «Истории Российской» Татищев, основываясь по всей вероятности на несохранившихся источниках. Переезд епископа из Перемышля в Галич, вероятно, был связан с тем, что последний стал столицей объединенного Галицкого княжества и его значение в церковной жизни Западной Руси резко возросло. Впоследствии, однако, самостоятельная Перемышльская епископия Русской Церкви была восстановлена между 1205 и 1211 гг.

Галицкая епархия Киевской митрополии впервые упоминается в летописных источниках под 1156 г., когда Галицким архиереем был поставлен Козьма (ПСРЛ. Т. 25. С.63). Однако, летописец ничего не сообщает об основании Галицкой кафедры. Можно полагать, что Козьма был отнюдь не первым Галицким владыкой. Я.Н.Щапов считает, что Галицкая епископия была учреждена вскоре после того, как Галич в 1141 г. стал стольным градом объединенного Владимирком Володаревичем княжества. Данное предположение находит свое подтверждение в списке Галицких архиереев, который приводит по латинской рукописи XVIII в. Е.Е.Голубинский: в нем первым епископом Галича назван Алексий, тогда как Козьма упомянут лишь в качестве его преемника (Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. М.,1902. Т.1, 1-я пол. С.694).

В продолжение 2-й половины XII – XIII ст. Галицкая епархия продолжала существовать в качестве епископии, подчиненной Предстоятелю Русской Церкви – митрополиту Киевскому На степень самостоятельной митрополии, независимой от Киевской и напрямую подчиненной Патриарху Константинопольскому Галицкая кафедра была возведена около 1302-1303 гг., после того, как св. Максим, митрополит Киевский и всея Руси, перенес в 1299 г. свою резиденцию из совершенно разоренного татарами Киева во Владимир на Клязьме. Выбор Максима, скорее всего, диктовался приверженностью Владимиро-Суздальских князей Православию в противовес прозападным настроениям Галицких князей.

Решение Максима было связано с тем, что Киев был в очередной раз подвергнут монголами разгрому. Под 1300 г. Лаврентьевская и Никоновская летописи сообщают: «...митрополит Максим, не терпя татарскаго насилiя, оставя митрополью и збежа ис Кiева, и весь Кiев разбежался; а митрополит иде к Бряньску, и оттоль иде в Суждальскую землю, и со всем своим житьем и с крылосом».

Соперничавшие с князьями Владимро-Суздальскими Галицко-Волынские князья были очень недовольны начинанием митрополита Максима. Они хорошо понимали, что переезд Киевского Первосвятителя во Владимир укрепит авторитет князей Северо-Восточной Руси. Смириться с этим ради единства Руси, если не политического, то хотя бы церковного, не позволяли значительно возросшие амбиции владетелей Галиции, со времени Даниила Романовича носивших титул «королей Русских», который был дарован им Римским папой. Галицкие князья опасались, что митрополит Киевский и всея Руси после переезда на Север попадет в зависимость от Владимирских князей. В итоге это побудило князя Юрия Львовича Галицкого (княжил в 1301 – 1316 гг.) начать хлопоты о создании в Галиче собственной митрополии, независимой от Киево-Владимирской. Как отмечает Е.Е. Голубинский со ссылкой на А.С. Павлова, изучившего византийские источники XIV в., усилия Юрия Галицкого увенчались успехом в 6811 г. от Сотворения мира (т.е. 1302-1303 г.г. от Р.Х.) при императоре Андронике II Палеологе Старшем и Константинопольском патриархе Афанасии: Галицкий епископ получил титул митрополита (Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. М.,1902. Т.2, 1-я пол. С.97). Голубинский отмечал, что позднейшие галицкие источники называли первым Галицким митрополитом Нифонта, в юрисдикции оказались 6 епархий Русской Церкви: Галицкая, Перемышльская, Туровская, Владимиро-Волынская, Луцкая и Холмская. Однако, новообразованная митрополия, впервые нарушившая единство Русской Церкви и создавшая крайне опасный прецедент, просуществовала очень недолго. В 1305 г., почти одновременно с кончиной св. Максима, Нифонт умер, а с ним до времени прекратила свое существование и Галицкая митрополия.

Князь Юрий Львович пытался добиться поставления на Галицкую митрополию Петра, игумена Ратского монастыря на Волыни, который был с этой целью направлен в Константинополь в качестве преемника умершего Нифонта. Одновременно великий князь Владимирский Михаил Ярославич Тверской также отправил в Царьград своего кандидата в митрополиты - игумена Геронтия, который должен был сменить почившего св. Максима на митрополии Киевской. Но в Константинополе решили исправить ошибку, допущенную с учреждением независимой Галицкой митрополии, так как увидели пагубные последствия разделения Русской Церкви. Те же император Андроник II Палеолог и патриарх Афанасий упразднили Галицкую митрополичью кафедру и вновь низвели ее до степени рядовой епископии в составе митрополии Киевской и всея Руси. Поэтому в Царьграде был поставлен лишь один митрополит для единой Русской Церкви. Более достойным сочли св. Петра. Кроме того, его поставление во главе Русской Церкви должно было компенсировать Галицкому князю утрату собственной митрополии. Однако Петр после своего поставления и возвращения на Русь обосновался не в пределах Галицкого княжества, а во Владимире. В последние годы жизни св. митрополита его резиденция находилась в Москве, что в значительной степени послужило возвышению этого нового государственно-политического центра Северо-Восточной Руси. Вновь, как и в случае с Кириллом II, уроженец Галиции становится союзником князей Северо-Восточной Руси. В отличие от Галицких князей, озабоченных лишь интересами своего княжества, в угоду которым они готовы поступиться даже Православной верой, митрополиты-галичане Кирилл и Петр выступают в качестве ревностных поборников единства Руси и Русской Церкви.

Закономерно, что в правление митрополита-галичанина Петра попыток возобновить Галицкую митрополию не было. Но уже при преемнике св. Петра – митрополите Феогносте – Галицкие князья вновь намереваются добиться митрополичьего достоинства для Галицкого епископа. На формирование подобных устремлений, вероятно, повлияла предпринятая великим князем Литовским Гедимином попытка создания отдельной Литовской митрополии. Митрополит Киевский и всея Руси Феогност довольно скоро сумел добиться упразднения Литовской митрополии. Тем не менее Галицкие князья уже в последние годы существования своего княжества вновь достигают своей цели – патриарх Константинопольский Исаия вторично открывает Галицкую митрополичью кафедру при последнем князе из дома галицких Даниловичей - Юрии II Андреевиче (1324-1336). В 1331 г. под актами Константинопольской патриархии ставит свою подпись новый митрополит Галицкий Феодор. Голубинский полагал, что возобновление Галицкой митрополии явилось инициативой не слабовольного Юрия, а его тестя - Гедимина Литовского, - в державе которого митрополия была незадолго до этого закрыта [10]. Гедимин не оставил попыток оторвать своих православных подданных от Москвы. Тем более, что Литовский князь, вероятно, имел виды и на Галицию после того, как завоевал большую часть Волыни.

Св. Феогност энергично принялся за дело ликвидации Галицкой митрополии. В 1330-1332 г.г. он побывал в западных областях Руси. Здесь митрополит Киевский при участии почти всех западно-русских архиереев - Владимиро -Волынского, Холмского, Перемышльского, Галицкого и Полоцкого - поставил епископов Новгородского и Тверского. Тем самым он подтвердил свою юрисдикцию над всей Русью. Отсюда, с Волыни, Феогност отправил в Константинополь послов с требованием упразднения митрополии Галича. В 1332 г. он по этому поводу самолично прибыл в Царьград и добился своего: митрополит Галицкий вновь был низведен до степени простого епископа, подчиненного св. Феогносту.

Как отмечает Голубинский соссылкой на акты Константинопольской Патриархии, около 1337-38 гг. епископ Галицкий вновь приходит в Царьград и, воспользовавшись нестроениями в самой Византии, добивается своего утверждения митрополитом. Этому немало способствовали споры о фаворском свете, которые велись между сторонниками св. Григория Паламы и Варлаама Калабрийского. Скорее всего патриарх Иоанн XIV, сторонник Варлаама и его рационалистической теории, открыл вновь митрополию в Галиче в пику исихасту Феогносту. Кроме того, здесь могло сказаться и влияние Рима: не сумев ввести унию при Данииле Галицком, латиняне не могли не сознавать, что постепенный отрыв Галиции от Руси в церковном отношении облегчит впоследствии ее совращение в католичество. Подобную схему Ватикан в будущем еще не раз применит на Западе Руси. Влияние католицизма в Галиции в 1330-40-х г.г. сильно возросло. Этому в немалой степени способствовал последний самостоятельный Галицкий князь Юрий III. Он был потомком Даниловичей по линии матери - княжны Марии, правнучки Даниила Галицкого. Отцом Юрия, носившего ранее в католичестве имя Болеслав, был польский князь Тройден Мазовецкий. Болеслав перешел в Православие ради наследования Галицкого княжения после смерти последних прямых наследников династии Даниловичей. Но в душе Болеслав-Юрий оставался все тем же католиком. Он наводнил Галицию поляками, чехами и немцами, привел ксендзов и католических монахов, открыто попирал все русское. Это в конце концов стоило ему жизни: около 1339 г. Болеслава-Юрия отравили заговорщики-бояре. В 1340 г. Галиция была захвачена королем Польши Казимиром III Великим. Но удержать новые земли король не смог: поднялось антипольское восстание. Затем почти целое десятилетие за право обладания Галицией вновь борются различные группировки бояр, некоторые из которых в погоне за властью вступают в тесный союз с поляками и венграми. Во время этой смуты и была вновь образована Галицкая митрополия.

В состав Галицкой митрополии (открытой уже в третий раз) вошли епархии на территории Галиции и Волыни, а также земли Литовской Руси, подвластные Ольгерду, а именно: Владимиро-Волынская, Холмская, Перемышльская, Луцкая, Туровская и Полоцкая епископии. Св. Феогност вновь протестовал против нового разделения Русской Церкви. Митрополита поддержал князь Московский Симеон Гордый, сын Иоанна Калиты. Однако добиться успеха Киевский митрополит смог лишь после того, как в Константинополе к власти в 1347 г. пришел император Иоанн Кантакузен, а патриархом стал паламит Исидор Вухир. Они отменили решение об открытии Галицкой митрополии. Особым хрисовулом император, а затем и патриарх утверждали на вечные времена незыблемость единства Русской Церкви. Галицкая митрополия называлась в этих документах нововведением, нарушающим обычай. Послания с изложением вопроса об упразднении Галицкой митрополии были отправлены в Москву Симеону Гордому и Феогносту, а также Любарту в Луцк. Последнего просили впредь почитать своим единственным митрополитом Феогноста. Смута вновь улеглась. А сам митрополит Феогност приезжал на Волынь для устроения церковных дел.

Во II половине XIV в. король Польши Казимир III Великий окончательно присоединил к своим владениям Галицию и часть Волыни. На этом основании король требовал восстановления Галицкой митрополии, независимой от юрисдикции святителя Алексия. При этом, посылая в Константинополь на поставление в митрополиты Галицкие своего кандидата - Антония, - Казимир утверждал, что это необходимо ради блага его православных подданных, так как дела церковные в Галиции пришли в упадок. Это было естественным следствием постигших Галицкую землю испытаний: сначала она подпала под власть Венгрии, а затем вошла в состав католической Польши и была практически изолирована от всей остальной Руси. Казимир лукаво изображал себя защитником интересов православных галичан и требовал восстановления "исторической справедливости", ссылаясь на то, что Галицкая митрополия существовала якобы "испокон веков". В действительности Казимир и католическое духовенство добивались отделения Галицкой митрополии от Русской Церкви, преследуя абсолютно иные цели: оторвать галичан от Руси как в политическом, так и в церковном отношении, чтобы облегчить их дальнешее совращение в католичество и полонизацию. Свои требования к Константинополю король подкреплял нешуточной угрозой - в случае невнимания к его пожеланию король обещал насильственно обратить всех православных галичан в католичество. Очевидно, этот аргумент был решающим. В 1371 г. Антоний был поставлен митрополитом Галицким. В его юрисдикцию вошли, помимо Галича, епархии Владимиро-Волынская, Перемышльская и Холмская. Вскоре после возрождения Галицкой митрополии в Галицкой Руси начались невиданные прежде притеснения православных. В 1376 г. в Западной Руси были образованы Львовская католическая архиепископия и три епископии. В 1381 г. здесь монахами-доминиканами была учреждена инквизиция. При Ягайле в ряде мест Галиции у православных стали отбирать их храмы, которые переосвящали в костелы. Например, подобная участь постигла кафедральный собор в Перемышле, построенный еще Даниилом Галицким. Православные все более стали подвергаться дискриминации. Особенно тяжелым было положение крестьян на землях, пожалованных панам-католикам. В городах же повсеместно вводимое Магдебургское право также ограничивало права православных русских ремесленников, которые не могли быть приняты в цеховые объединения. Даже православной аристократии был весьма ограничен доступ ко двору и государственным должностям, что влекло за собой постепенное совращение галицких бояр в латинство.

Митрополит Киприан, воссоединивший под своим началом Литовскую и Московскую митрополии в единую Русскую Церковь, попытался вновь добиться упразднения Галицкой митрополии. Однако ему так и не удалось принять под свой омофор Галицкую Русь. Здесь митрополитом продолжал оставаться поставленный Казимиром Великим Антоний (1371-1391 г.г.). После его кончины кафедра Галицкая около двух лет была вакантной, и, вероятно, в это время Киприан сумел перевести в свою юрисдикцию ранее подчиненные Галицкому митрополиту епархии: Холмскую и Владимиро-Волынскую, - как относящиеся к Литве, а не собственно Польскому королевству. Однако, кафедры Галицкая и Перемышльская были переданы Ягайлом в ведение Луцкого епископа Иоанна. Последний отправился за поставлением на Галицкую митрополию в Царьград, но туда же пришла жалоба на него от Киприана, так как Иоанн продолжал оставаться епархиальным архиереем в юрисдикции митрополита Киевского и всея Руси. Иоанн, обвиняемый во многих недостойных деяниях, бежал из Константинополя. Луцкой кафедры Киприан его лишил, но в Галиции несмотря на отлучение, наложенное патриархом, Иоанн продолжал вершить все церковные дела властью, полученной от короля Владислава. Митрополитом Иоанн, вероятно, так и не стал, но и сместить его Киприан не мог вплоть до самой своей смерти. Лишь преемник Киприана Фотий сумел добиться упразднения Галицкой митрополии и возвращения ее под свой омофор.

В дальнейшем на территории Галиции управление православными приходами осуществлялось наместником, которого назначал митрополит Киевский и всея Руси. После окончательного разделения Русской Церкви на две митрополии – автокефальную Московскую и Киево-Литовскую в юрисдикции Константинопольского Патриархата право назначения наместника в польскую Галицию сохранили за собой первоиерархи Западной Руси. Усиление национального и религиозного гнета в Галиции привело в 1509 г. к тому, что польский король Сигизмунд I отобрал у митрополита Иосифа II Солтана право назначать своего наместника в Галицию и передал его Львовскому римо-католическому архиепископу несмотря на полную абсурдность данного шага в не только в религиозном, но и юридическом плане. Король-католик откровенно объявил в своей грамоте о мотивах, которыми он руководствовался, вынося данное решение: Сигизмунд отмечал, что делает это для того, чтобы легче обращать в католицизм «схизматиков», как он называл православных. Правда, король Польши, предпринимая столь явное антиправославное решение, лицемерно сопроводил его грамотой митрополиту Иосифу, которой он разрешал Предстоятелям Православной Церкви Западной Руси отныне именоваться титулом «Митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси».

После того, как Киевский митрополит фактически утратил контроль над православными приходами Галиции, православное население этого региона начинает решительную борьбу с попытками Львовского латинского архиепископа использовать обретенное им право для дальнейшего расширения католического прозелитизма в Западной Руси. Православные верующие всякий раз пытаются провести на пост наместника такого кандидата, который бы отстаивал их веру от посягательств со стороны католиков. В течение трех десятилетий продолжалось это противостояние. Его итогом стало поставление в 1539 г. последнего из митрополичьих наместников – архимандрита Макария Тучапского - в епископский сан. Епархиальным градом нового владыки стал город Львов. Макарий получил при этом титул «епископа митрополии Галицкой, владыки Львовского и Каменец-Подольского». Таким образом, новоучрежденная Львовская епархия de facto и de jure стала полноправной правопреемницей древней Галицкой митрополии.
 


Медцентр целитель чертановская медицинский центр целитель www.medkompas.ru.