Третя мiжнародна церковно-свiтська конференцiя:
"Україна на порозі третього тисячоліття: духовність, наука, освіта, культура"

Доповіді учасників конференції    Підсумкові документи конференції

А. Латун,
Запорожский Государственный университет

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛАХ ЗАПОРОЖСКИХ КАЗАКОВ (XVI - XVIII c.)

Исследуя проблемы образования, часто отмечают такой факт - потомки беднейших, поголовно безграмотных эмигрантов-украинцев не только очень быстро освоились в новых условиях, но и вносят очень большой вклад в развитве культуры, науки, литературы, искусства народов тех стран, где они нынче проживают. Феноменом украинской диаспоры в Канаде, например, является то, что украинцы занимают важные государственные посты, (вторым должностным лицом Канады избран украинец Р.Гнатышин), играют заметную роль в развитии науки, а процент украинского населения, имеющего высщее образование - выше общеканадского (см. Зарубіжні українці: Довідник.-Київ,1991). Объяснение факта большого природного стремления украинцев к знаниям и науке следует искать, в частности, в историческом прошлом народа, в национальной психике украинцев. Мы попытаемся кратко осветить лишь часть проблемы - школу и образование в Запорожской Сечи - уникальном государственном образовании, названном К.Марксом “Первой христианской казацкой демократической республикой”.
Постоянные войны с агрессивнымы соседями не мешали казакам самым серьозным образом заниматься образованием и воспитанием молодежи. В 1632 г. запорожские казаки политически и финансово обеспечили открытие Киево-Могилянской академии - первого высшего учебного заведения на восточно-словянских землях. В созданной в значительной мере на средсва Запорожской Сечи академии наряду с украинцами учились представители других народов, например, М.Ломоносов.
Непосредстенно на Сечи школы существовали с 1576 года. Своеобразием сечевых школ было то, что они являлись звеном единой структуры Сечи и содержались за “кошт Войска Запорожского”, т.е. за Государственный счет, что на то время было новым словом даже для европейской педагогики, где школы содержали частные лица или церковь. При этом школа имела реальное самоупраление, включая выборы руководства - двух школьных атаманов (для младших и старших школьников), что было прерогативой исключительно школьников. Общее руководство и контроль сечевой школы, опять таки впервые в мировой педагогике, осуществляло не духовное, а светское лицо - кошевой атаман Войска Запорожского.
Запорожские школы отличал дух демократизма, народности и гуманизма. Популярная в педагогике того времени розга, а равно и другие методы физического наказания, в сечевых школах исключались начисто. В школах на равных условиях обучались и воспитывались дети разных сословий. Обучение в школе велось на родном языке, кроме этого изучали латинский, польский, старословянский языки, письмо, счет, закон Божий, математику, географию, пиитику, риторику, военное дело. Большое внимание уделяли обучению музыке и пению, художественному, эстетическому воспитанию. Именно запорожцы образовали первый на русских землях религиозный драматический театр, пьесы для которого писал Симеон Полоцкий, будущий учитель и наставник руссого царя Федора.
Запорожцы постоянно заботились и о качестве обучения, и о материальной базе школ. Одним из источников существования школ были личные пожертвования деньгами, книгами, имуществом и т.д., что у набожных казаков считальсь делом богоугодным. Гетьман Сагайдачный, например, перед смертью распорядился почти все свое имущество передать ”на пользу обучения детей христианских”.
Находясь в исключительно неблагоприятних условиях из-за постоянных войн, запорожские казаки сумели создать оригинальную, самобытную и эффективную систему обучения и воспитания. Свидетельством высокого качества обучения в сечевых школах было то, что многие их выпускники без особых усилий прожолжали обучение в лучших университетах Европы, а количество грамотных людей на Сечи в XVII - XVIII в.в. по подсчетам академика Д.И. Яворницкого превышало 50%.

На початок сторінки

https://glims.ru штукатурка стен цена.