Новини

ЕДИНСТВО ЦЕРКВИ: ВЗГЛЯД С ВЫСОТЫ ПТИЧЬЕГО ПОЛЕТА

Комментарий в свете веры

В эти дни в небе над Украиной проходит уникальный крестный ход на самолете АН-26. Во время полета в небе совершаются Божественные литургии - такого в истории Церкви еще не бывало! Возглавляет крестный ход архиепископ Львовский и Галицкий Августин, председатель Синодального отдела Украинской Православной Церкви по взаимодействию с Вооруженными Силами и другими воинскими формированиями Украины. Владыка Августин недавно возглавлял крестный ход с мощами св. Феодосия Черниговского по зараженным радиацией районам вокруг Чернобыльской АЭС. И вот теперь еще одна столь же необычная акция. Корреспондент "Седмицы.Ru" связался с архиепископом Августином по телефону 24 августа, во время остановки крестного хода, сделанной на Ровенской земле:

– Благословите, Владыка!

– Бог благословит!

– Простите, что отвлекаем.

– Нет, нет, я слушаю…

– Владыка, не могли бы Вы рассказать об этом необычном крестном ходе?

– Спрашивайте.

– По какому маршруту проходит крестный ход?

– Мы уже прошли, точнее - пролетели: Киев, Севастополь и Луганск. Вчера прилетели из Луганска в Ровно. В Ровно мы были до вечера, а потом на автобусах часть святынь, которые находятся на самолете, направилась в Луцк, а другая часть - в Острог, а затем в Почаев. Из Ровно дальше полетим на Ужгород, где нас встречают 25 июля. В Ужгороде пройдут молебны перед святынями. Там ночуем и потом летим в Одессу. Там тоже будут молебны, крестные ходы. Снова ночуем и утром летим на Киев. 27 июля, если все получится так, как мы планируем, крестный ход в Киеве завершится. Это будет в канун дня памяти святого равноапостольного князя Владимира и тезоименитства Блаженнейшего. Как всегда, будет совершаться богослужение под открытым небом на территории Киево-Печерской Лавры. Иконы, которые сейчас с нами облетают Украину, будут стоять в наружном иконостасе во время богослужения.

– Почему решили сделать этот крестный ход таким долгим? Ведь раньше уже, кажется, были подобные облеты воздушных границ Украины и России со святынями на борту, и они проходили гораздо быстрее?

– Да, подобные крестные ходы уже были. Но все-таки нынешний от них отличается. В принципе, можно было за два дня облететь. Но ведь мы литургию служим в небе, и поэтому ради литургии необходимо увеличить продолжительность крестного хода – ведь нельзя служить на одном престоле две литургии в один день.

– Сколько всего литургий планируется отслужить?

– Всего их должно быть пять. Две уже совершили.

– Вы возглавляли служение обеих литургий?

– Да, я совершал обе литургии в сослужении игумена Феодора, насельника Киево-Печерской Лавры, участника многих предыдущих крестных ходов посуху и по воде, и в сослужении отца Константина Татаринцева из Военного отдела Московского Патриархата.

– Оставшиеся три литургии будете совершать тоже Вы?

– Постараюсь, с помощью Божией и тех же батюшек.

– А из архиереев больше никто не изъявил желания послужить в небе?

– (Смеется) Нет, кроме меня в самолете мало кто поместится, наверное. Уж на что я невелик ростом, и то у митры пришлось крестик отвинтить, чтобы в потолок не упиралась. Хотя, наверное, ради такого случая, можно было бы и без митры служить.

– А на чем служили литургию? Были в самолете престол, жертвенник?

– Были сконструированы по моим рекомендациям в конструкторском бюро специальные престол и жертвенник со стальными пластинами, а в основание Дискоса и Чаши были вмонтированы магнитные вставки, чтобы они удерживались во время полёта.

– Не было никаких эксцессов?. Все нормально прошло?

– Слава Богу, все прошло нормально. Иногда, когда уже заканчивается полет, начинается болтанка. Но просто удивительно, что во время литургии полет проходит совершенно спокойно. Это, по-видимому, не случайно. Дай Бог, чтоб и в дальнейшем было также.

– Владыка, а как вообще появилась идея провести столь необычный крестный ход, совершать в небе литургии? Почему именно так?

– В известной степени это продолжение тех крестных ходов, что начались в канун празднования 2000-летия Рождества Христова. Мы прошли с крестными ходами по нашей земле, потом по воде - по рекам и морям. И вот теперь - по небу. Думаю, что рано или поздно это нужно было сделать. Мы совершаем литургию в храмах, и тем самым освящается земля, по которой мы ходим, на которой грешим. Но нужно освятить и воздушное пространство, потому что в последние годы и оно оказалось, если так можно выразиться, загрязнено нашими грехами. Если бы никто из людей не летал по небу, то, наверное, не было бы необходимости освятить его. Но подумайте сами, ведь во время полетов чем люди занимаются? Чем угодно, в том числе выпивают, и сквернословят, и прочие бесчинства бывают, как и повсюду в мире. Литургия – это частица неба на земле. А получается, что благодаря авиации частица земли оказалась в небе. Значит и в небе нужно совершать литургию, что поможет очищению, освятит. Это в прямом смысле совершается благорастворение воздухов, то самое о котором мы молимся на богослужениях.

И вообще в этих "небесных" литургиях есть что-то необъяснимое и символичное. Выйдите на балкон или на улицу, поднимите голову в небо и представьте, что там на высоте более четырёх тысяч метров, во время движения самолета, совершалась литургия…

Еще одни уникальный момент хочу отметить. Когда совершается Великий Вход, на Херувимской, кого поминать надо? Патриарха, Митрополита Киевского и правящего иерарха той епархии, где мы служим. Но ведь пока мы летим, под нами успевают за время служения литургии оказаться несколько епархий. И вот мы поминали их правящих архиереев. Например, во время второй Литургии мы помянули митрополитов: Луганского Иоаникия, Донецкого Иллариона, Днепропетровского Иринея; архиепископов: Черкасского Софрония, Ровенского Варфоломея, Вышгородского Павла как наместника Киево-Печерской Лавры (потому что Евхаристия началась как раз в момент подлета к Лавре и был день памяти преподобного Антония Киево-Печерского, а в служении литургии участвовал монах Киево-Печерской Лавры); епископов: Полтавского Филиппа, Житомирского Гурия. Это пока мы летели от Луганска до Ровно.

– Каков был порядок служения литургии?

– Проскомидию я на земле совершал. Потом во время взлета Часы читали. Затем, когда уже набирали высоту, совершалась литургия. Вчера, когда мы летели из Луганска в Ровно, полет продолжался 2 часа 20 минут. И мы рассчитали, что можем и после взлета Проскомидию начинать.

– Владыка, а что-то необычное Вы ощутили, совершая впервые в истории литургию на борту самолета?

– Вы знаете, когда на служение этих литургий мне давали благословение Святейший и Блаженнейший, то я сначала все-таки не осознавал в полной мере всей ответственности и даже некоторой, может быть опасности. И только позднее пришло большее понимание – ведь это происходило впервые в мире. И даже какой-то страх и беспокойство появились. И тогда начал я советоваться с некоторыми владыками, старцами и батюшками.

Отношение было разное. Некоторые не понимали, зачем это нужно. Кто-то даже говорил, что это может расцениваться как некий вызов небу. К началу полета у меня в душе сомнений и уверенности было пятьдесят на пятьдесят. Но когда я приехал в Севастополь, и мы вместе с владыкой Лазарем помолились возле чудотворных икон, а потом, когда он литургию совершал (я только присутствовал, но не сослужил, потому что мне в полете предстояло литургисать), в это время я вдруг почувствовал, что все, что нами задумано и совершается, – это нужно. На 100% я это почувствовал, всем сердцем и душой. И владыка Лазарь укрепил меня: "Какие могут быть сомнения. Вы что?! Давайте!".

И еще об одном впечатлении хотел бы сказать. Я как-то по особому ощутил в полете содержание Первосвященнической молитвы Христа в Гефсиманском саду, молитвы о единстве. На такой высоте действительно особенно остро чувствуешь, что такое единство и сколь мелкими, мелочными и греховными являются какие-то замешанные на амбициях разборки, недоразумения, противостояния и, особенно, расколы. И если мы, маленькие люди, это так остро почувствовали, то как же бoльно ангелам! Я ощутил, что снизу вверх - одно видение, а сверху вниз - совсем другое. Так что мы в каком-то смысле предвосхищены были, чтобы это понять. Вы знаете, как говорят, что старцам давалось вкусить Царства Небесного, чтобы они потом знали цену ему. Так вот после этого полета совсем иначе воспринимается все земное, какие-то недоразумения.

Я раньше рекомендовал родителям, у которых дети непослушные, чтобы их сводили в тюрьму или колонию, где бы они увидели, что их может ожидать, какая бывает жизнь, на что они могут променять радость и счастье жизни в семье, в согласии с ближними. И молодых родителей полезно водить в Дом престарелых, чтобы они, увидев стариков, которых туда сдали дети, подумали, как следует, и своих детей правильно воспитывали. Вот так же точно и раскольников хорошо было бы поднять в небо и показать им: "Смотри на землю, смотри, как отвратительны творимые здесь распри, как все это мелко в сравнении с Небом!". Может быть, кто-то и одумается, поймет…

– Владыка, а литургию служили полным чином или что-то сокращали?

– Полным. Практически ничего не сокращали. (Смеется) Только мы "Оглашенные, изыдите" не произносили! Не было оглашенных, да и исходить некуда было!

– А "C миром изыдем"?

– Говорили. Что-то я не подумал…(смеется)

– Служили архиерейским чином или иерейским?

– Иерейским, конечно. Архиерейским в таких условиях совершенно не реально было служить! Только некоторые элементы архиерейского чина были.

– Владыка, а кто организаторы этой акции?

– Организатор – движение "Путь православных". Я являюсь его председателем. Болдырев Юрий Александрович - мой заместитель. Он очень многое сделал для того, чтобы этот крестный ход состоялся. Мы все, участники полета, счастливы, что дело это совершили. Это не вызов, не дерзость…

– А как встречали Вас в тех городах, куда Вы прилетали? Какова вообще реакция на этот крестный ход?

– Воодушевление повсюду огромное! Во-первых, митрополит Симферопольский Лазарь нам очень много помог и очень тепло встречал нас. Он благословлял несколько лет назад крестные ходы, которые мы совершали по земле и по морю. Теперь – по воздуху. Я ему говорю: "Жалко, что у Вас нет космодрома, а то можно было бы программу еще более расширить!" Вообще это уже стало традицией: из Крыма начинаются все хорошие дела. И владыка Лазарь многим из них лично дает импульс.

И в Луганске нас невероятно тепло и радушно встречали! Митрополит Иоанникий возил меня по городу – показывал храмы. Везде с таким теплом нас привечали. Хочу отметить исключительную доброту и гостеприимство владыки Иоанникия. Он был так растроган нашим крестным ходом, что подарил мне полное новое облачение, митру, панагию, крест, мантию, посох. Это удивительно добрый, спокойный человек, который создает в Луганской епархии очень хорошую, добрую и при этом рабочую атмосферу. Он сумел хорошо поладить и с властями. А ведь служит он в рабочем регионе, где безбожие еще недавно было тотальным, где Православие в буквальном смысле уничтожали. Ему пришлось распахивать там самую настоящую духовную целину.

В Ровно нас, прежде всего, поразило количество верующих, которые приняли участие в нашем крестном ходе. Там собралось нас встречать более десяти тысяч человек, как сказал мне тамошний начальник ГАИ. А ведь там, знаете, собор захвачен раскольниками. Православные в подвале молятся. Сейчас там жарко, и верующие просто парятся в невыносимой духоте. Издеваются над людьми, но они все равно хранят веру и верность канонической Церкви.

На початок сторінки